Previous Entry Share Next Entry
Аня
anyta_moskva

Сходила на суперблокбастер Ридли Скотта «Исход Цари и Боги».

Сходила на суперблокбастер Ридли Скотта «Исход. Цари и Боги». 24.01.2015.
Отзыв.


Исход Цари и Боги Как меня два с половиной часа водил за нос Моисей.

.
Моисей в этом, конечно, не виноват! Просто экранизация библейской книги Исход, одинаково почитаемой христианами и иудеями, оказалась не по плечу знаменитому австралийцу.
.
В «Исходе» драматизм фильма вытягивает игра актеров. Кристиан Бейл (Моисей), Джоэл Эдгертон (Рамзес2) играют великолепно и вытягивают фрагменты со своим участием. Джон Туртурро (Сети), Сигурни Уивер (Туйя) и Бен Кингсли (Нав или Нун) так мало появляются на экране, что едва успеваешь их узнать под слоем грима. Запомнился Юэн Бремнер, который, изображая древнеегипетского ученого, весьма смешно пародировал сегодняшние научные объяснения 10 казней египетских, после чего с удовольствием был повешен Ридли Скоттом, простите, Рамзесом.
.
доспехи Моисея слишком похожи на римские
Все 10 казней показаны шикарно, с голливудским размахом. Красный от крови Нил, нашествие речных тварей, мор, саранча, тьма и т. д. – показаны зрелищно и ярко. Тем не менее современному образованному зрителю казни египетские покажутся скорее природными бедствиями, чем проклятием какого-либо божества. Красная вода – от размножившихся красноватых водорослей, погубивших рыбу. Загнившая река выгнала живность на сушу, которая, в том числе и лягушки, будучи отравлена, поумирала, добавив в  воздух сонмы мух. Гибель первенцев можно объяснить отравлением – первенцам давали повышенные порции, и если зерно было поражено каким-либо грибком, то сами понимаете...
.
Мог случится трагический эффект домино, когда одни бедствия приводили к другим. Саранча и до сих пор бороздит просторы Ближнего Востока, истребляя посевы, мором и язвой никого не удивишь (они могли случиться от тех же разлагающихся миллионов лягушек и насекомых, разносивших заразу), тьма могла случиться от пыльной бури или извержения вулкана. Кстати, многие ученые считают, что тьму породил взрыв легендарного вулкана Санторин – уничтожившего Средиземноморскую Антлантиду – Минойскую цивилизацию.
.
А еще есть мнение, что евреи перед исходом из Египта продали свои дома, так что исход евреев был также был исходом из Египта и золота. :) Потеря такого количества золота могла стоить стране банкротства, а фараону – трона. Ему ничего не оставалось, как погнаться за золотовалютными резервами, уносимыми по дну моря предприимчивыми израильтянами. :)
.
Однако мои рациональные размышления на тему египетских казней просто образец доброты по сравнению с ядовитыми хихиканьем моего приятеля, периодически раздававшимся рядом.
.
Зная, что он обожает с лупой выискивать исторические ляпы, я не сомневалась в причинах его веселья. И не ошиблась. После фильма я выслушала  длинную лекцию о том, что в 13 веке до нашей эры ездили только на колесницах по причине тщедушности лошадей. Лошадь, которая могла вынести вес седока, скифы вывели лет через 500 позже. По этой прозаической причине никакой верховой езды в те времена не было, не говоря о стрельбе из лука с лошадей. И о том, что стремена, на которые в фильме бодро вскакивают герои, появились спустя более 1,5 тысяч лет. (Кстати, в большинстве американских «пеплумов»  стремена аутентично отсутствуют – видно, Скотт сэкономил на историческом консультанте). Плюс оружие и доспехи воинов (в том числе и Моисея) столь смахивает на римские, что наводит на крамольную мысль – не вытащены ли они из кладовки «Гладиатора»?
Забавно и то, что евреи в египетском рабстве строят пирамиды. Но ведь они были как тысячу лет построены, разве нет?
.
древние евреи стоят египтянам уже тысячу лет как построенные пирамиды
.
верхом в стременах в 13 в до н. э. -- все равно что на танке с мушкетом в 11 в н. э.
.
Не буду утомлять вас дотошным разбором исторических ляпов. Просто представьте, как вооруженные аркебузами крестоносцы идут в крестовый поход верхом на танках и броневиках. А Иерусалим, который они идут освобождать, представляет собой языческий город, в котором стоят статуи  античным богам (евреев по причине строптивости римляне в начале Новой Эры из Иерусалима выселили, а город перестроили по античному стандарту).  Именно таков «исторический» фильм в исполнении великого австралийца.
.
Любопытно, что в Штатах на фильм Скотта обрушились афроамериканские «египтологи», обвинившие его в расизме – дескать, древние египтяне были неграми. Тут как раз Скотт маху не дал – египтяне были похожи на нас. Многочисленные раскрашенные статуи показывают нам древних египтян совершенными европеоидами, часто встречаются голубые или зеленые глаза и светлые волосы. Кстати, у единственного фараона, подвергнутого генетической экспертизе – Тутанхамона – оказалась европейская Y-хромосома – R1b, которая у современных египетских арабов почти не встречается. По понятным причинам, дальнейшие генетические исследования древних египтян были сразу свернуты. :) Скромняшки!
Зато от старика Ридли досталось хеттам (европейскому народу), изображенному какими-то раскосыми монголами.
.
Впрочем, все эти исторические ляпы меркнут на фоне расхождений с текстом самой книги «Исход». Моисею по книге было за 80 лет, когда он вернулся в Египет освобождать соплеменников. Был он косноязычен, и его речи соплеменникам и фараону «переводил» родной брат Аарон. И вообще, просил он фараона (в книге не говорится, что это был Рамзес 2) отпустить евреев помолиться в пустыню своему богу. Это была военная хитрость, и, когда евреи не вернулись, фараон бросился в погоню. И так далее и тому подобное.
.
И что совсем странно, так это то как изобразил Скотт библейского бога. В книге он настоящий, всеведающий бог, который рулит как природой, так и египтянами, в том числе и фараоном. У Скотта это злобный жестокий мальчишка, не подозревающий о результатах своих действий. «Ну как там они?» – допытывает он после очередной казни египетской Моисея, и, услышав ответ, решает добавить хардкора. Египетские боги показаны бессильными статистами. То ли Скотт показывает атеистическую фигу всем религиям одновременно, то ли маленькому, едва начинающему свой жизненный путь Иегове – непонятно.
.
Ну, и совершенно невнятен  конец фильма. Еще парой секунд ранее молодой Моисей провел свой народ сквозь море, спас его от египетских колесниц. Путь в Землю Обетованную открыт. И вот он уже седой дряхлый старик, которого несут на носилках – в ту же Землю Обетованную. Но от моря до Ханаана столько же, сколько от Египта до моря! Чем же Моисей и его народ занимались десятки лет, пока он старел? Официальная точка зрения – 40 лет водил по пустыне, пока не вымерло поколение, помнившее рабство. Прекрасная идея, не так ли? Но в фильме этого нет.  Выходит, цель не достигнута, страдания и лишения были напрасными! Конец фильма в результате скомкан. Мог бы показать хотя бы современный процветающий Израиль в качестве иллюстрации правоты Моисея. А так...
.
Отступив так сильно от текста, Скотт снял не экранизацию святой книги, а певдоисторическое фэнтези. Но и тут у него случился провал.
.
Масштабные спецэффекты у старика Ридли, как всегда, на высоте
Да, впечатляющие спецэффекты приковывают внимание и восхищают: 10 казней египетских, цунами, смывшего воинов фараона, отсутствующая в книге битвы при Кадеше. Эти впечатляющие сцены у Скотта, как всегда, на высоте. Дух захватывают. Но на потенциально богатую драму конфликта двух братьев места остается очень мало. А ведь игра характеров намного интереснее цунами, которых и так пруд пруди в фильмах. Да, актеры стараются изо всех сил уместить столкновение ярких характеров в то небольшое время, которое им отведено. Да, это им удается. Мы сочувствуем Моисею, но мы понимаем и Рамзеса. Мы видим и его с человеческой стороны, его любовь к ребенку, его трагедия, его желание отомстить вызывает неподдельное сочувствие к его утрате. Жаль, что так мало времени уделено людям той эпохи.
.
Пропущено легендарное спасение Моисея в плетеной корзинке, его воспитание и взросление.  Скомкан  момент получения скрижалей завета с 10 заповедями! А на скитание по пустыне и его воспитательное значение места не осталось совсем.
.
Лучше бы Ридли Скотт последовал примеру Питера Джексона и снял трилогию. Уж наверно библейские темы заслужили внимания не меньше, чем эпопея Толкиена.
.
«Троя», действие которой происходит в ту же эпоху, историчнее, ближе к первоисточнику, зрелищней и драматичнее!
.
Может быть именно противоречивость фильма и событий рождает столько вопросов и хочется, придя домой, почитать Библию и вернутся к  корням культуры, в которой мы все сейчас относительно благополучно пребываем.
Драма двух братьев. Рамзес бы мог догадаться, что Моисей ему не брат, ведь он одевается не как египтянин!
.
Рамзес 2 и Гай Юлий Цезарь, простите, Моисей
Сигурни Уивер под слоем грима узнать нелегко


.
.
Subscribe to  anyta_moskva

Posts from This Journal by “Разное” Tag


promo anyta_moskva september 28, 2016 15:23 30
Buy for 10 tokens
Хочу рассказать о своем опыте борьбы с лишними кг. 28.12.2014 Многие представительницы нашего прекрасного пола имеют, так сказать, проблемы с лишними кг. Если вы замужняя женщина и домохозяйка, то вполне можно поэкпериментировать с диетами, выяснить опытным путем, какая из них приносит пользу, не…

  • 1
С добрым утром! Хорошо провести выходные дни:)

(Deleted comment)
Не обязательно быть верующим, главное быть хорошим мастером своего дела

думаю, что одни раз посмотреть можно.

А на первом снимке киношный Моисей? Впечатляет:-)

вот мне тоже показалось, что в расчете, что зритель пойдет на режиссёра Гладиатора фильм перенасыщен похожестями, чтобы не разочаровывать целевую группу. Фараон и его окружение практически римляне :))

Вот поэтому я и не люблю исторические художественные фильмы. Там главное не историческая правда, а какие-то надуманные личные переживания героев, жестокость, кровь..
Прекрасной субботы, хорошего отдыха!

Нужно будет посмотреть этот фильм)

Не смогла осилить эту фильму :)
Режиссеру нужно было почитать библию прежде, чем приступать к съемкам фильма, проникнуться.

Чудесного воскресного денька!:)

А мне фильм понравился. Если говорить об историчности этой истории, в принципе, - это большой вопрос. По поводу 10 казней - в Писании их порядок совсем другой. Режиссер умышленно его изменил, чтобы был эффект типа одно вытекает из другого. В последовательности, изначально изложенной в Исходе, тоже есть свой смысл, кстати более глобальный, и вы с ним можете ознакомиться, изучив труды талмудистов. По поводу колесниц. Их придумал Соломон (самый мудрый правитель). Лошадей покупал у одних народов, телеги - у других, объединял все в одну повозку - и продавал как новый вид вооружения. Это тоже написано в Писании (если внимательно читать). По поводу пирамид. Их действительно строили евреи. Не знаю, откуда вы взяли, что они уже стояли к тому времени. По поводу мальчишки-бога - полностью с вами согласен, отдает буддизмом... Но тут можно объяснить тем, что по высшим меркам оценки ХУДОЖЕСТВЕННОГО произведения, если режиссеру удается соединить несоединимое, то это уже искусство. Этим критерием можно мерить и другие моменты. А мне, кстати, еще не хватило трактовки персонажа Аарона. Ведь, согласитесь, фрукт еще был тот))))

Дело в том, что (по официальной истории) Хеопс жил в рамках 2589-2528 гг. до н. э. А предки евреев могли попасть в Египет, самое раннее, вместе с гиксосами (около 1650 гг. до н. э.). Соответственно, пирамиды они строить никак бы не успели. А лошади и колесницы в Египет попали опять же с гиксосами, которые и принесли им военную победу. Соломон жил в Х веке до н. э. и, несмотря на задокументированную мудрость, изобрести колесницу уже опоздал. Однако он вполне мог усовершенствовать ее конструкцию, что и приносило его войскам военные победы.

с хронологией многие спорят, я даже знаю, что у многих ученых даты "не идут" на 1500 лет. так что все в порядке. нам-то что до этих споров...

Вот правильная последовательность:
1) Наказание кровью
2) Казнь лягушками
3) Нашествие кровососущих насекомых (мошки, пухоеды, вши, клопы)
4) Наказание пёсьими мухами
5) Мор скота
6) Язвы и нарывы
7) Гром, молнии и огненный град
8) Нашествие саранчи
9) Необычная темнота (тьма египетская)
10) Смерть первенцев
Режиссер не внес каких-либо существенных изменений в последовательность, только седьмая казнь как-то не прозвучала. Объяснение первых шести казней вполне укладывается в эффект домино от разрыва пищевой цепочки.

1. КРОВЬ
2. ЖАБЫ
3. НАСЕКОМЫЕ
4. ДИКИЕ ЗВЕРИ
5. МОР
6. НАРЫВЫ
7. ГРАД
8. САРАНЧА
9. ТЬМА
10. СМЕРТЬ ПЕРВОРОЖДЕННЫХ

А вот тут (извиняюсь за внешнюю ссылку, если что) детальный анализ иудейских ортодоксов этих казней. внимательно прочитав, поймете, о чем я имел ввиду, когда упоминал смещение смысловых акцентов: http://chassidus.ru/library/midrash/midrash_says/shmois/voeiro.htm

Прочитав Вашу статью, я нашла даже несколько иных смыслов этих казней: 1) показать, что все природные явления находятся под властью Бога, следовательно поклоняться нужно только ему; 2) наказать египтян за несправедливое угнетение евреев. Остается один вопрос, если еврейский Бог так всемогущ, почему он не мог управлять одним единственным человеком - фараоном?

Именно так он и управляет!

Это как из пушки по воробьям!

ну а чем еще заниматься?!)) зато все - при деле!!!

От отсутствия дел там и так никто не страдал )

Не было в то время лошадей, а тем более в горной египетской пустыне

Были, но мелкие. Ездить на них верхом ну никак не было возможности. Первые относительно крупные лошади появились у парфян спустя тысячелетие. Но и то до рыцарских лошадей им как окапи до жирафа.

Отлично! Просто высший класс! Лучше и я бы не написал!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account